Ных ценностей и интересов, не прибегая, однако, к анархическому реляти-

визму. Как говорит Келлер, ≪наука —это и не зеркало природы, и не отра-

жение культуры≫. Если мы утверждаем, что объективность —это продукт

Мужского сознания, то тем самым отрицаем возможность того, что в совре-

Менной науке звучит и голос представителей феминизма. Кроме того, пока

Не выявлено никаких четких предложений относительно альтернативной

Феминистической науки.

Необходимо также спросить, что именно люди понимают под объектив-

ностью, и решить, какую из этих идей можно поддержать в качестве идеала

Для науки, независимо от того, придерживаются ли его в нынешней практи-

ке. Я склонен защищать два значения термина ≪объективность≫: (1) данные

Должны объективно воспроизводиться, даже если они обусловлены теори-

ей; (2) критерии должны быть беспристрастными Ных ценностей и интересов, не прибегая, однако, к анархическому реляти- и общими для широкой

Исследовательской общины, даже если их приложение затруднительно.

Однако две другие идеи представляются мне сомнительными. Во-первых,

объективность не означает, что теории определяются только объектом, по-

Скольку мы неоднократно отмечали, что данные обусловлены теорией, и что

Мы не можем разделить субъект и объект при эксперименте. Исследование

Подразумевает участие наблюдателя и взаимодействие субъекта с объектом,

а не отстраненность. Во-вторых, объективность не означает редукционизм,

При котором физико-химические законы составных частей считаются более

36 Carolyn Merchant, The Death of Nature: Women, Ecology, and the Scientific Revolution (New York:

Harper* Row, 1980).

37 Nancy Chodorow, The Reproduction of Mothering (Berkeley and Los Angeles: Univ. of Ных ценностей и интересов, не прибегая, однако, к анархическому реляти- California

Press, 1978); см. также Keller, Reflections on Gender and Science, chaps. 4, S, and 6.

ГЛАВА ШЕСТАЯ [

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ I 1 О J

Подходящими для объяснения, нежели попытки описать явления, происхо-

дящие на высших уровнях единого целого. Холистическое мышление не ог-

Раничено женщинами, хотя возможно, что в нашей культуре женщины ока-

Зываются более чувствительными к взаимосвязям, контекстам и взаимозави-

Симостям и более приспособленными к развитию, кооперации и симбиозу.

Под некоторыми из этих тендерных различий может лежать биологическая

Основа, однако в большинстве своем они объясняются культурными моде-

Лями социального характера.

В религии феминистическая критика также проявляется на различных

Уровнях. Некоторых авторов интересуют проблемы равных возможностей

При получении образования Ных ценностей и интересов, не прибегая, однако, к анархическому реляти- и приеме на работу, в том числе, проблема руко-

Положения женщин. Однако более фундаментальная критика касается тен-


documentarofizh.html
documentarofqjp.html
documentarofxtx.html
documentarogfef.html
documentarogmon.html
Документ Ных ценностей и интересов, не прибегая, однако, к анархическому реляти-